Достопримечательности и исторические места Сараево. Что посмотреть, где остановиться и как добраться в столицу Боснии и Герцеговины.
При рассказе о столице какой-нибудь страны стало модным вешать ярлыки, для Сараево есть такой — это европейский Иерусалим. Мне показалось это утверждение спорным, но может я не всё увидел.
Виза в Боснию и Герцеговину
Когда собирался ехать сюда, первым делом я вбил в поиске “Виза в Боснию” и тут же обрадовался. Имея в наличии мультишенген во все балканские страны я смогу въезжать без особых проблем. Так как мультивизу в Еврозону получить сейчас не составляет труда, то планируя поездку на балканы советую не заморачиваться с региональными визами и открыть мультишенген.
На практике оказалось ещё проще, хоть это и пощекотало мне нервы. Въезжая на автобусе из Хорватии в Боснию и Герцеговину мы проехали мимо погранконтроля. Фактически мы въехали в страну незаконно.
Понимая такой щепетильный момент я прогнозировал проблемы при выезде из страны. Мы ведь собирались вылетать из Сараево, а в аэропорту контроль будет обязательный и с нас спросят “Как это мы сюда попали?”.
Но всё закончилось снова проще чем я думал. Пограничник открыл паспорт и на первой попавшейся странице шлепнул штамп. Даже в фотографию не всматривался.
Как добраться в Сараево
Большая проблема для туристов в Боснии и Герцеговине это транспорт. И мне кажется это сдерживает поток туристов в страну.
- Поезд: на поезде сюда не приехать, так как международное железнодорожное сообщение отсутствует, а региональное не такое уж и большое. Но все-таки я опробовал самый популярный маршрут Мостар — Сараево. Билеты на поезд продаются на оф.сайте ЖД БиГ, но в итоге их всё равно забираешь в кассе.
- Автобус: самый большой поток туристов привозят автобусы из Черногории и Хорватии. Мы приехали из Хорватии в Мостар именно на автобусе. Билеты продаются здесь и здесь.
- Авиабилеты: возле Сараево хоть и есть крупный международный аэропорт, но рейсов не так то уж и много. Скорее всего придётся лететь с пересадками. Подобрать рейс поможет Aviasales.
- Аэропорт Сараево: на сайте аэропорта есть информация, что между центром города (Bascarsija) и аэропортом ездит автобус за 5КМ (2,6€), но проще вызвать такси за 7-8€.
Такси в Сараево
Такси в Сараево оказалось настолько бюджетным, что я поступился принципа бюджетного путешествия и вместо городского транспорта использовал такси.
Так как нас было двое, то поездка на такси практически равнялась стоимости билетов на автобус или трамвай. Разовый проезд в Сараево 1,6КМ (0,8€), а поездка на такси в среднем в 2-2,5€. При этом поездка в аэропорт стоила 14КМ (7,2€).
Для заказа такси мы использовали приложение mojTaxi, так как оно здесь достаточно бюджетное. Приезжает официальное такси и везёт по счетчику. Только один раз водитель не включил счетчик и обсчитал всего на 1€.
Жильё в Сараево
Уже по традиции мы практически не используем отели и делаем выбор в пользу апартаментов. Это экономит на питании, так как мы не посещаем кафе и рестораны.
Но на своём опыте, увидев дешевизну кафе в Боснии, в следующий раз рассмотрю и отели. Сытный обед на 2-х в центре Сараево обошёлся всего в 10€, так что бюджетный турист может позволить себе и отели в этой стране.
- Апартаменты почти всегда бронируем на Airbnb, кто ещё не пользовался этим сервисом может получить бонус в 20-30€ по этой ссылке.
- Отели лучше искать здесь или здесь. Эти сайты покажут самое выгодное предложение для одного и того же отеля и даже номера. Добавьте к этому CashBack с купонами и сэкономите до 20%.
В этот раз я забронировал эту квартиру за 30€ в сутки всего в 700м от центра города. Достаточно было спуститься вот по этой дорожке и оказаться в центре Сараево.
Что посмотреть в Сараево
С фотографии приведенной выше уже можно было начать рассказ о достопримечательностях Сараево. Мы остановились в районе Bjelave, который почти весь состоит из таких вот улочек.
Единственный недостаток проживания здесь это возвращение в квартиру. Вниз спускаться 700 метров не проблема, а вот подняться после долгого дня не просто. Именно поэтому мы использовали такси за 2-2,5€, так как к концу дня лень было идти даже до ближайшей остановки автобуса.
Но один раз мы все-таки поднялись на эту горку, это был день, когда мы приехали в Сараево на поезде из Мостара. Я решил, что без проблем пройду эти 2,5км от ЖД-вокзала до апартаментов. Кстати о вокзале — он совершенно пуст внутри.
Аваз твист тауер — Avaz Twist Tower
Выйдя из пустого мрачного вокзала попадаешь на привокзальную площадь и сразу же перед глазами самое высокое здание на Балканах. На тот момент я не знал, что наверху есть обзорная площадка, доступная за символическую 1 боснийскую марку. Проверить это не удалось, но об этом пишет не первый турист, так что буду считать это правдой.
Вечный огонь и улица Тито
Добравшись от башни до квартиры мы вышли погулять по Сараево и спустились по той же улочке, что на фотографии в разделе Жильё. За 2 дня в столице мы делали это раз 5. Улица ведёт к вечному огню и главному проспекту города.
Вечный огонь находится в так называемой христианской или хорватской части Сараево. Огонь посвящен второй мировой, а не гражданской войне 90-х годов. Кстати, только в период этой войны он и не горел, а всё остальное время пламя не гасло.
Улица Ферхадия
По предыдущим фото можно решить, что Сараево безлюдный город, но это не так. Фото были сделаны ранним утром.
Днём именно на этом месте ходят большие толпы людей. Основной поток устремляется на историческую улочку Ферхадия.
Местные в основном идут на крытый рынок. Я к сожалению не догадался что это рынок и принял за какое-то административное здание типа Мэрии. Меня смутила ковровая дорожка и поэтому внутрь я так и не зашел.
Где-то на середине улицы есть знак разделяющий её на восточную и западную часть города. Западная часть в основном отстроена Австро-Венгерской империей и в этой части находится больше католических и православных храмов, чем мечетей.
Как только переходите границу начинается настоящий восток с мощёными улочками и мечетями.
В знак такого единения и примирения после гражданской войны в Сараево установлен Памятник многонациональному человеку.
На заднем фоне памятника Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Вид на неё чуть поближе.
Собор Святейшего Сердца Иисуса
Возвращаемся на улицу Ферхадия к ещё одному храму. Всё это настолько близко, что нужно пройти не больше 100 метров. Это главный католический собор страны, он практически без разрушений пережил и вторую мировую и конфликт 90-х.
Башчаршия
Буквально 50 метров от собора и мы уже в восточной части Сараево. Все улицы в этом районе как и сам район называют Башчаршия, хотя официально такого района не существует.
Я снова буду показывать пустые улицы ранним утром, так как днём здесь бесконечный поток людей. Если кто был в Стамбуле или ещё где-то в Азии на базаре, то он поймёт о чём я говорю.
Ещё одно сходство со Стамбулом — котики, хоть их здесь и не так много, но чувствуются параллели.
Пока вылавливал котиков, Наташа отлавливала голубей на пустых улицах.
Западная славянская часть не может похвастаться таким большим количеством колоритных улочек как Башчаршия. На этом фоне, если не читать википедию, покажется, что Сараево больше мусульманский, чем христианский.
Чуть позже, когда все эти торговые лотки открылись, Башчаршия превратилась в сплошной базар из туристических сувениров.
Вначале глаза разбегаются от всех этих медных вещей и ковров, но уже через 5 минут это рябит в глазах. Похоже из меня не выйдет любитель востока или точнее восточных базаров. Меня начало напрягать это ещё в Мостаре, но может пройдёт время и я проникнусь востоком.
Башчаршийская мечеть
Что мне в Сараево понравилось больше чем в Мостаре, так это мечети. Там они были все на одно лицо, а здесь я хоть смог их различить. Первая, что попадется на глаза если двигаться с запада на восток — Башчаршийская мечеть. Кроме того, что ей почти 500 лет и она одна старейших, информации я не нашел, но и не особо старался искать.
Мечеть Гази Хусрев-бега
Десятка два шагов от прошлой мечети и я у порога новой и самой главной мечети Сараево и всей Боснии и Герцеговины. По возрасту она даже на пару лет младше предыдущей. Днём весь двор заполнен правоверными и туристами, а вот ранним утром получилось застать её пустынной в момент открытия.
Почти все, кто рассказывает о Сараево, обязательно упомянут башню с часами возле мечети. На первый взгляд обычная башня, но фишка в табло с арабскими цифрами. Я этой особенности не знал и фото сделал случайно где-то из кустов.
Себиль и площадь Башчаршия
В центре Башчаршия точно не пройдешь мимо символа города. Это питьевой фонтан, названный Себиль. Наверняка вы купите себе магнит с изображением этого фонтана.
В сети я насмотрелся красивых фотографий с множеством голубей вокруг фонтана. Реальность же обломала мои планы. Днём здесь куча людей, а утром фонтан облепили люди, похожие на гастарбайтеров из Пакистана. Пришлось возвращаться через час, чтобы сфоткать фонтан, но к этому моменту пропали не только пакистанцы, но и голуби.
Находясь в центре любой столицы Европы я редко задумывался о том, что бы перекусить или даже пообедать на центральной площади. Босния в этом плане оказалась для меня сюрпризом. Если эта табличка с «завышенными ценами» туристического центра, то могу представить как дёшево стоит обед где-то на краю города.
Ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание на площади Башчаршия. Именно отсюда отправляются городские автобусы в аэропорт с остановки Bascarsija. Повторюсь, что билет до аэропорта стоит 5КМ (2,6€), а такси около 15КМ (7,8€). Так что поездка 2-3 человек быстрее и выгоднее на такси.
Вийечница — Мэрия
Начало старого города если идти с Запада — это вечный огонь, а конец — здание городской ратуши. Сейчас это уже не мэрия, а библиотека.
Добравшись сюда у нас стал выбор. Пройтись вдоль реки Миляца и взглянуть на исторические мосты или отправиться на смотровую к Белому бастиону. Выбрали практичный вариант. На бастион поднимаемся на такси (2€), а потом спускаемся пешком к реке и смотрим мостики.
Белый бастион
Это одна и самых высоких обзорных в городе куда легко добраться туристу. Мы совершили небольшую глупость заплатив за вход на двоих 10КМ. В итоге мы увидели одну сохранившуюся стену от оборонительной крепости Вратник и она того точно не стоила.
Компенсировали потраченные деньги небольшой фотосессией на фоне Сараево.
Большинство туристов оказались более сообразительными, да даже не большинство, а все. Мы единственные, кто заплатил за вход, а все остальные ходили вокруг забора и любовались теми же видами.
На одну сторону открывается вид на каменные джунгли Сараево, окруженные горной грядой.
На вторую — симпатичный вид на горы.
Вишеградские ворота
Спускаясь с бастиона пройти мимо ворот невозможно. Они как и бастион часть крепости Вратник.
Спускаясь ниже можно выбрать прямую дорогу, но советую завернуть на маленькие улочки и чуть-чуть побродить там.
Если повезёт, то наткнётесь на нечто подобное. Приехав домой я так и не нашел эту лестницу на карте, но побродить там мне повезло.
Жёлтый бастион
Эту часть укрепления реально пройти мимо если засмотреться на панораму Сараева. Кажется, что это просто кусок стены с растущими на верху деревьями.
Но стоит туда подняться и открывается ещё одна панорама города.
Кроме того здесь есть кафе, так что провести время тут будет вдвойне приятно.
Для тех у кого мало времени я бы посоветовал не подниматься к белому бастиону, а остановиться тут. Виды ничуть не хуже.
Мосты Сараево и река Миляцка
Мы наконец-то спускаемся в город и оказываемся снова у здания Вийечница. Отсюда начинается обязательная для каждого туриста прогулка вдоль реки. Мы прошли 10 мостов, но интересными оказались 3-4.
Мост Шехер-чехаин
Информации по одному из самых красивых мостов Сараево почти нет. Известна только дата первой постройки около 500 лет назад и имя основателя. Как тогда выглядел мост никто не знает, а то что сейчас перекинулось через реку это 1880 год.
Латинский мост
Ровно через 1 мост от предыдущего находится самый посещаемый туристами исторический объект Сараево. То ли рядом, то ли на самом мосту произошло покушение на наследника австро-венгерского престола.
Как утверждают историки это был тот “взмах крыла бабочки” после которого началась первая мировая война.
Мост Дрвения
И снова через один мост мне приглянулся деревянный мостик. Его сохранили деревянным или точнее воссоздали как дань памяти таким мостам, каких было большинство.
Мост «Поспешай медленно»
Это уже получается традиция писать через один мост. Так что снова пропускаю мостик и дохожу до 7 по счёту с того момента как спустились с обзорной. Мост не отличается исторической ценностью, но запоминается дизайном.
Сараевские трамваи
Разбирая дома более 2000 фотографий города Сараево у меня получилось сделать несколько сотен снимков трамваев. Пришлось ужаться до коллажа, чтобы не перегружать рассказ фоточками.
В конце небольшая нарезка видео за время, проведенное в столице Боснии и Герцеговины.
Юрий