Что посмотреть за 1 день прогуливаясь по улицам польского города Лодзь. Доступные пешком достопримечательности от центра.
Через Лодзь у нас был транзит в 1 сутки. Можно было сразу сесть на автобус до Варшавы, но не удержались при планировании маршрута заглянуть ещё в один город.
Сейчас бы я исключил Лодзь из маршрута, но не потому что он мне не понравился. Мы провели 9 дней на тёплой Мальте и привыкли к хорошей погоде. Прилетев в Польшу, сильно сказался контраст в погоде, что отложилось на впечатлениях.
В итоге наших сил хватило прогуляться по главной и самой длинной улице в Польше. В своё оправдание скажу, что по отзывам так делает большинство туристов, а потом пишут, что здесь нечего смотреть.
Содержание:
Как добраться в Лодзь
- Из Варшавы сюда ездят как автобусы, так и поезда. Стоимость автобуса от 3€ (билеты здесь), а стоимость поезда от 7€ (билеты здесь).
- Аэропорт Лодзь. В аэропорт ездят обычные городские автобусы 65А и 65В с 5 до 22 часов. Стоимость проезда 3,6PLN за 30 минутный билет. Есть ещё дешевле 2,8PLN за 20 минут, но на нём можно не успеть доехать до аэропорта.
Где остановиться в Лодзь
Мы снимали эту квартиру почти в самом центре города, о чём написали отзыв в отдельной статье. Пару слов про основные сайты где лучше искать жильё.
- Апартаменты и квартиры. Больше вариантов частного жилья чем на Airbnb больше нет нигде. Этот способ мы использовали в данном случае.
- Отели. Найти самый выгодный отель в городе поможет RoomGuru. Сайт показывает, где дешевле забронировать один и тот же номер.
Что посмотреть в Лодзь
Перед поездкой в Лодзь я прочёл несколько обзоров этого города, которые делились на два лагеря. Первые, как я уже писал, гуляли по вылизанной центральной улице и не сильно были довольны городом, а вторые заходили в его подворотни и восхищались развалинами и запустением.
Я естественно хотел присоединиться ко второй группе и даже предпринял попытку, но хватило меня ненадолго. Вначале небольшое вступление, что бы пояснить что к чему.
Лодзь хоть и основан в 1423 году, но очень долго был деревушкой. Лишь последние 150 лет — это настоящий город с интересной и печальной историей. Начнём с 1820, когда по решению «сильных мира сего» из городка решили сделать промышленный центр Польши. Итог такого решения астрономический рост города и его населения.
Приведу только года и цифры, чтобы не перепечатывать один и тот же материал. 1815г – 500 человек, 1830г – 4500 человек, 1870 – 100 000, а к началу второй мировой уже 700 000.
Станция Радегаст и Гетто
Это были лучшие года города, но с наступлением войны настали чёрные времена. Из города сделали практически концентрационный лагерь. Город был поделен на несколько гетто (еврейский, цыганский и др.). Выход из гетто был только один — смерть.
Если это корректно называть таким словом, то одно из главных «достопримечательностей» города на тему гетто и второй мировой это ЖД-станция Радегаст. С этой станции людей отправляли вагонами в лагеря смерти.
Ближе всего к станции можно подъехать на 1 и 6 трамвае. Но всё что мы осилили это отыскать табличку, показывающую где проходила стенная гетто. Стены уже давно нет, но во многих местах города прочерчена линия этой стены и вмонтированы таблички.
Мануфактура
Так и не сев на трамвай до Радегаст мы перешли дорогу и оправились к торгово-развлекательному центру Мануфактура. Это сохранившийся пример расцвета довоенного города.
Сейчас всю территорию бывшей фабрики или вернее сохранившееся здание переделали в торговые центры, музеи, отели и рестораны. При этом сохранив внешний облик зданий.
Площадь Свободы
По диагонали от Мануфактуры одна из главных площадей города. Рядом с ней мы и снимали квартиру, а почему именно там, поясню в следующем подразделе. В эту погоду площадь выглядела пустой и скучной, но летом здесь должна быть какая-то движуха и уличные кафе.
Улица Пётрковская (Piotrkowska)
Достопримечательность, которую показывают всем туристам, а после неё у многих не остаётся сил на другие места города. Дело в том, что улица носит приставку самая длинная в Европе. Где-то её называют самой длинной торговой, где-то центральной, а где-то просто самой длинной.
В чём именно она первая, разобраться сложно, так же как и в её длине. По разным источникам длинна от 4 до 5 км. Всемогущий Google мне показал расстояние в 4,1км. Тут возникают тонкости откуда начинать измерение.
Пройдясь по улице туда и обратно 8-9км действительно может отпасть желание куда-то ещё идти. Мы совершили этот подвиг, хоть и пришлось помёрзнуть. На фото не видно, но погода была слякотная и дул мерзкий ветерок.
Когда Лодзь заполонили промышленные фабрики, то хозяевам бизнеса нужно было где-то жить. Вот и избрали они эту улицу как место для своих элитных домов. Фабрики были прибыльными и это видно по домам.
После десятка таких домов уже становится скучно и местами вид разбавляют витрины магазинчиков и кафе.
Но и витрины не спасают ситуацию, какие бы разнообразные они не были. Организаторы реконструкции видимо это понимали и вдоль всей улицы наставили скульптур.
Иногда скульптуры очень мелкие и о них реально споткнуться, так что лучше глядеть и под ноги тоже.
Чередуя фасады домов, скульптуры, витрины и панораму улицы, пройти 4-5км уже не так сложно даже в такую погоду.
Для разнообразия здесь есть и своя аллея звёзд.
Улица где-то на своей середине перестаёт быть пешеходной и дальнейшим развлечением для туристов могут стать трамваи.
Почему я заговорил про трамваи? Мы просто дошли до главной трамвайной развязки в городе.
Под конец улицы исторические дома заканчиваются и декорации сменяют муралы.
Заканчивается Пётрковская рынком и Приходом Святой сестры Фаустина Ковальскай.
На последнем фото начинает темнеть, так как к концу улицы мы добрались уже к заходу солнца. Обратная дорога была такой же, но вот сама улица в ночных огнях стала выглядеть совсем по-другому.
Итог моих впечатлений от города не выдающийся, но я бы сделал такой вывод. Лодзь заслуживает второй шанс что бы понравиться. Но вряд ли я это сделаю, так как в мире ещё столько новых мест.
Юрий